Письмо как искусство...

«Люди хотят говорить не только ясно,
но и с изысканной и благозвучной грацией.
Точно так же нужно и писать: письмо должно быть красивым.
Иначе говоря, к письму нужно относиться как к искусству»
Альфред Фербанк

     Все уже наслышаны, что в США в 41 штате в школах не будут обучать детей рукописному письму. Сочли процесс обучения письму слишком трудоёмким и затратным по времени, наряду с тем, что во всех сферах давно используется только печатный документооборот. У нас хотя и не Америка, но требования предоставлять документы в печатном виде уже повсеместно распространились. Значит ли это, что мы движемся в том же направлении?
     В преподавании школьных дисциплин еще в прошлом столетии появился механический подход, уводящий от постижения глубины и прочности знаний в сторону поглощения объёмов материала. Понятно, что больший объём затребовал больших скоростей. Ускорение коснулось, прежде всего, самого навыка письма. Необходимость быстро записывать лекционный материал вызвало необходимость увеличить скорость письма в разы. Опять же достаточно быстро из студенческих аудиторий конспектирование перекочевало в систематические записи под диктовку материалов уроков устных дисциплин (!) в школах, а потом уже реально исказило основы обучения письму. 
     Изначально буква изучалась как законченный образ, как сочетание линий. Методики "скорописи", требующие безотрывного письма, заставляют расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не самой буквы, и превращают "чистописание" в "грязнописание", так как при изображении букв ребенок должен не соединять отдельные элементы, а, не отрывая руки, выводить лабиринт неоднократно повторяющихся линий, создающих ту самую грязь. 
     Нанизывание же букв-"бусинок" на строку-"нить" заключает в себе эстетику письма, а красота - один из важнейших стимулов работы детей, побуждающих их работать с интересом. Кроме того, этот способ формирует устойчивую основу для дальнейшего индивидуального выстраивания почерка. Известно, что почерк отражает характер человека. Не лишним было бы задуматься и над обратной операцией: влиянием уровня развития графических навыков на душевное устроение человека. 
     Не забыть бы высокое содержание и назначение письменности. Недаром создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий - святые, прославленные Церковью и приравненные к лику апостолов. С духовной точки зрения буква - материальный носитель смысла. В Священном Писании Господь называет Себя Альфой и Омегой. Он открывает Себя через слово. Через слово Он несет человеку Свет Истины. И потому внимание к букве, к слову - это путь постижения Премудрости. А письмо - это первый "рукотворный" шаг на этом пути.
     Да, мы живем в век стремительного развития высоких технологий, но эксклюзивные продукты ручного труда, будь то кружева, художественное литьё или каллиграфическое письмо, всегда будут "в цене". Как Вы думаете?
    
3 Responses
  1. Еще совсем недавно (где-то в сентябре-октябре) я полагала, что почерк - это не так важно. У меня, к примеру, был хороший - до поступления в мединститут. Но вышеупомянутая скоропись, без которой "не выжить" было на лекциях и семинарах, привела к тому, что теперь, чтобы написать красиво - надо сосредоточиться. Однако, никогда даже мысли о том, что можно обходиться только печатным вариантом у меня не было. Сегодня я убедилась в том, что ребенку навыки правильного и красивого письма необходимы для его гармоничного развития, это и тренировка мелких и точных движений, и психомоторика, и многое другое. Что там дальше в течении жизни произойдет с их почерком нам неведомо, но пока есть такая возможность - пусть стараются. Это им только на пользу.
    И кусочек из статьи на эту тему:
    "К началу XVI века часть того, что ранее переписывалось от руки, стали печатать. Печать заменила тяжелый кропотливый труд, и объем работы у переписчиков книг резко сократился.
    К концу XIX века подавляющее большинство текстов и информации выходило из-под печатного станка, но к счастью, введение печати в повседневный обиход не привело к исчезновению каллиграфии. Наблюдалось возрождение "утерянного" искусства - ему учили в школах и высших учебных заведениях. Эту манеру письма стали считать каллиграфическим почерком. Многие из существовавших систем письма были пересмотрены, усовершенствованы и превратились в ту или иную гарнитуру печатного шрифта.
    Подлинное изучение письма представляет собой увлекательное занятие. Мы воспринимаем ныне печатное слово, не представляя того огромного пути, который пройден каждой наипростейшей по форме буквой алфавита. Каждый раздел каллиграфии дает нам возможность заглянуть в искусство, которое существует много веков.
    Мы незнакомы с мастерами письма, которые веками создавали великолепные, вдохновенные и прекрасные произведения. Тем не менее, даже простейшие из них до сих пор сохраняют в себе нечто, напоминающее о характере их творцов, хотя мы никогда не узнаем, кто они были и в каких условиях трудились, создавая свои шедевры"


  2. Этот комментарий был удален автором.

  3. Прочитав все, о чем написала Элеонора Артуровна, я поняла насколько раньше заблуждалась, не придавая должного значения каллиграфическому письму. Меня настолько эта тема затронула, что несколько дней подряд занималась ее изучением и дальнейшим поиском материалов по каллиграфии.

    Оказалось, что всего лишь в нескольких школах Санкт-Петербурга занимаются с детьми каллиграфией, да и то православных. Очень жаль, что в нашей Гимназии, имеющей за плечами вековую историю и сохранившую много добрых традиций, не ведется преподавание каллиграфии по старым дореволюционным методикам. Но стало обидно не только за нашу Гимназию, а за всю нашу необъятную страну. У меня появилась уверенность в том, что это помогло бы России восстановить статус в мировом сообществе как великой державы в сфере образования. Ведь есть этому пример. Почему бы не вспомнить путь, следуя которым Япония достигла своего знаменитого японского чуда. Когда после Второй мировой войны Японии было запрещено утверждаться на международной арене при помощи оружия, государством было принято решение скупать научные патенты, дабы совершить экономический прорыв. Японцы провели исследование: какие качества нужно воспитывать в детях, чтобы они смогли воплотить в жизнь самые последние достижения научной мысли? Учёные и педагоги пришли к выводу, что скрипка и перо созидают в детях необходимое трудолюбие, старательность и аккуратность - качества, которые и сотворили японское чудо. Посчитав, что скрипка - дорого, да и невозможно всех детей обучить музыке, японцы остановились на письме. Несмотря на то, что к тому времени уже существовала скоропись и наливные ручки, они вернули в школы традиционное каллиграфическое написание своих иероглифов.

    Но кроме этого, мне показался интересным еще один факт. Приведу слова из статьи кандидата медицинских наук Людмилы Саницкой.
    « Каллиграфия - это не просто умение красиво писать. Это настоящее искусство, способ творческого самовыражения. Но помимо эстетического у нее есть и еще один немаловажный аспект - медицинский
    Ученые заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции, что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.
    В лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского НИИ им. В.Бехтерева, руководимой профессором Валерием Борисовичем Слезиным, проводятся исследования воздействия каллиграфии на тонкие мозговые процессы. Не исключено, что в скором будущем каллиграфия станет одним из инструментов восстановления здоровья у тех, кто перенес инсульт или страдает иными неврологическими заболеваниями. Поэтому не зря это искусство снова начинает свое возрождение.
    А мне как медику и ученому хочется надеяться, что с возрождением каллиграфии оживет и эпистолярный жанр, свойственный образованному человеку. В школах наши дети и внуки снова будут обучаться не только математике и русскому языку, но и красивому четкому почерку, поскольку он - неотъемлемая часть мировой культуры. Письмо, написанное от руки, пусть не идеальным, каллиграфическим, но изысканным, построенным по всем правилам эстетики почерком, передаст адресату душевное тепло и заботу, улучшит его настроение и, стало быть, здоровье».

    С низким поклоном и благодарностью еще раз обращаюсь к нашей учительнице, просветившей нас. Очень хочется, чтобы наши любимые дети порадовали красивым почерком не только нас, но и свою учительницу, отдающую им много своих знаний и душевных сил.